Наткнулась в интернете, просто Супервещь! Всем рекомендую:
http://www.booklove.ru/pus_112354.html
Не знаю, можно или нельзя, но не могу удержаться. Немного из этой книги:
Не пугай ребенка.
Вот сейчас тебя собака съест. Отдам тебя дяде (милиционеру, доктору..)! Машина
задавит. Простудишься, заболеешь. Будешь трогать пипку - отвалится, и умрешь.
Трудно потом освободить ребенка или бывшего ребенка от разрушительного влияния
таких заботливых предостережений. Даже если тут же забудется, внушение сделает свое
дело, подсознание его вспомнит... Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в
другом месте...
Не вселяй страх, не плоди ужастиков, в жизни их и так хватит...
Не пугайте малыша,
от него уйдет душа,
убежит в подземный сад,
не найдет пути назад...
Станет взрослым и больным,
будет сам себе чужим,
и от счастья убегать,
и своих детей пугать,
слышите?..__
____________________________________
И снова, снова
и снова приходится доказывать старшим - а главное, себе самому - что ты можешь быть
если не распорядителем, то хоть совладельцем своего "Я"; что
кроме "надо",
бесконечного "надо", есть и право на "хочется"...
Положение между тигром и крокодилом: недожмешь "надо" - не состоится ни
настоящая учеба, ни настоящая личность; пережмешь "надо" - все то же самое плюс...
Накаты упрямства и всеотрицания будут происходить всякий раз, когда ребенок будет
чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах; когда
самооценка его будет ставиться под угрозу; когда будет подавляться его стремление к
самостоятельности; когда будет скучно; когда взрослые будут давить, не догадываясь о
своей тупости, не догадываясь о непонимании...
Зарубка на носу.
Дай время себе, дай время ребенку
Не случается ли, что мы ведем себя с ребенком как самозарядный автомат, не давая
себе времени не то что подумать, а просто увидеть, что происходит?
Научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция. "Лучше ничего не
сказать, чем сказать ничего". Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность
старших всегда действует внушающим образом.
_____________________________________
В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе,
дети -великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.
- Ты маму любишь?
- Угу. (
Раз в день люблю, пять раз не люблю.)
____________________________________
Гоша, 5 лет.
- Моя бабушка добрая.
Но она не умеет быть доброй.
- Не умеет?
- Нет.
- А как же?
- Она кричит.
- Кричит?.. И добрые кричат. И ты тоже иногда, а?
- Когда я кричу, я злой. А бабушка все время кричит.
- А откуда ты знаешь, что она добрая?
- Мама говорит.
(Страхи, капризы.)
Даня, 7 лет.
- Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа очень интересный и очень
плохой.
- А что в нем... интересного?
- Он большой, сильный. Он умеет... (Перечисление.) Он знает... (Перечисление.)
- И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и интересным, как папа?
- Нет.
Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким.
(Ночное недержание, повышенная возбудимость. Родители в разводе. Мать из
"давящих", у отца периодические запои.)
Даша, 11 лет.
- Папу я очень люблю. У меня другой папа был, но это неважно. Папа замечательный, я
его очень...
- И маму, конечно.
- И маму... Только она не дает.
- Чего не дает?
- Она мешает... Ну, не дает себя любить. Вот как-то
толкается глазами. Будто говорит,
что я ее не люблю.
(Глубокий внутренний конфликт на почве неосознанной ревности, депрессия.)
Дима, 12 лет.
- Стук слышу - папа входит - все, не соображаю, и сразу вот здесь что-то сжимается...
Раздевается... Шаркает, сопит...
Еще не знаю, в чем виноват, но в чем-то виноват, это уж
точно... Времени уже вон сколько, а за уроки не брался, в комнате бардак, ведро не вынес,
лампу разбил мячом, ковер залил чернилами... А откуда я знал, что мячик туда отскочит!..
(Хорошо развит, спортивен, однако невроз с расстройствами внутренних органов.
Родители - сторонники наказаний.)
Оксана, 13 лет.
- Они у меня чудесные, самые-самые... Я еще в восемь лет решила, что, когда они
умрут, я тоже умру... Они меня не знают, я рассказывать не умею, а они сразу говорят,
хорошо или плохо, правильно или неправильно... Они умные, добрые, я такой никогда не
стану. А теперь я хочу умереть,
больше не могу их любить...
(Кризисное состояние. Родители - педагоги.